МОУ «Югюлятская средняя общеобразовательная школа»
Вилюйского улуса
Общие сведения о школе: Школа создана 20 ноября в 1920 году, с 1946 года стала семилеткой, с 1958 года – средней школой. На основании постановления главы администрации улуса №04 от 20 января 1997 года является государственным общеобразовательным учреждением (образовательный комплекс «Школа-сад»), улусной экспериментальной площадкой, в 2003 году получила статус «Республиканская экспериментальная площадка» на основании приказа министра образования Республики Саха (Якутия) от 28 февраля 2003 года.
С 8 апреля 2004 года в соответствии с Федеральным законом школа переименована в МОУ «Югюлятская средняя общеобразовательная школа».
Количество учащихся – 136.
Количество педагогов – 33.
Школа становилась лауреатом Всероссийского конкурса «Школа года – 96». В 2002г. школа награждена Знаком качества Вилюйской школы, руководители, педагоги и методическое объединение «Эркээйи» становились лауреатами улусного профессионального конкурса работников образования «Серебряный звонок», в 2004 и 2005 годах лучшие выпускники школы удостоены Гранта депутата Ил Тумэн Корнева И.Н., за 7 лет школа выпустила в своих стенах 13 медалистов, 5 из них – золотые.
В школе работают Заслуженный учитель Республики Саха (Якутия) – Чабыев С.П., 2 Отличника просвещения РФ: Дранаева К.В., Чабыев С.П., 8 Отличников образования Республики Саха (Якутия): Яковлева Р.И., Павлова Р.Н., Ксенофонтова Л.А., Лукина Л.И., Алексеева М.А., Алексеева Т.Н., Кузнецова Л.Н., Лукина М.Н., высшую квалификационную категорию имеют 8 человек, первую - 13.
Администрация:
1. Директор – Дранаев А.А.
2. Заместитель директора по учебной части – Павлова Р.Н.
3. Заместитель директора по научно-методической работе – Ксенофонтова Л.А.
4. Заместитель директора по воспитательной работе – Лукина М.Н.
5. заместитель директора по дошкольному образованию – Алексеева М.А.
Руководители научно-методических кафедр:
1. Кафедра гуманитарных наук – Яковлева Р.И.
2. Кафедра естественно-математических наук – Дранаева К.В.
3. Кафедра дошкольного и начального образования – Жучкина М.Р.
4. Кафедра эстетики и здоровья – Лукина Л.И.
Нормативно-правовая база:
Школа имеет свой Устав, герб и гимн. Нормативно-правовая база соответствует номенклатуре делопроизводства общеобразовательных учреждений. Кроме этого, постоянно пополняется локальными нормативными документами, раскрывающих специфику деятельности образовательного учреждения. Например, Положение об «Интеллектуальном марафоне», Положение о «портфолио» учащихся, Положение о научно-методических кафедрах, Положение о Научном обществе учащихся «Новое поколение», Положение о конкурсах «Самый классный класс» и «Лучший классный руководитель», Устав детского самоуправления «Субэ» и т.д.
Ключевые идеи формирования программы развития школы:
1. Не только школа и родители воспитывают и развивают личность ребенка, большое влияние на формирование духовно богатой, свободной личности, способной адаптироваться к условиям современной жизни оказывает окружающая среда. Нужна работа по её улучшению, воспитанию, расширению. Необходимо создание единой развивающей культурно-образовательной среды.
2. Сельские школы должны быть ориентированы не только на сельскохозяйственные профили, наряду с ними необходимо предусмотреть возможность выбора сельскими школьниками и академических курсов, в частности гуманитарного, физико-математического и технического направлений. Для этого необходимо ввести профильное обучение в однокомплектных школах, нужны новые образовательные технологии, учебные планы.
Методическая работа:
Ведущая роль в процессе повышения профессиональной компетентности принадлежит школьному научно-методическому совету.
Приоритетными направлениями в работе с педагогическими кадрами является изучение:
· Исторического опыта работы сельских школ России;
· Психолого-педагогических основ инновационной деятельности;
· Нетрадиционных педагогических технологий;
· Методики отслеживания результативности педагогической деятельности;
Осуществляются следующие формы работы с педагогическими кадрами:
· Теоретические и практические семинары;
· Консилиумы;
· Практикумы;
· Лекции;
· Индивидуальная работа;
· Курсовая подготовка и переподготовка через ИПКРО, по линии улусного управления образования;
· Заочная форма обучения;
Определена тема экспериментально-исследовательской работы коллектива: «Создание единой культурно-образовательной среды в условиях сельского социума и введение профильного обучения». Ведется работа по созданию системы диагностики отслеживания результатов образовательного процесса. Таким образом, для классов, участвующих в программе эксперимента разработана специальная программа мониторинговых исследований «Развитие ребенка», охватывающая все основные этапы развития личности ребенка, начиная с 5 лет. Индивидуальные карты развития каждого ребенка включают следующие разделы: физическое развитие, особенности психических процессов и эмоций, познавательное развитие, социально-нравственное развитие, эстетическое развитие и результативность учебной деятельности в начальной и основной школе. Карты заполняются воспитателями дошкольного учреждения, классными руководителями и учителями-предметниками. Также проводится отслеживание физического развития в основной и старшей школе по нормативам комплекса «Эрэл», наблюдается уровень переносимости физических нагрузок, изучается учебная нагрузка учащихся.
Широко используются различные виды и формы диагностики, технологические карты для ведения мониторинговых исследований. В конце каждого учебного года проводится внутренняя экспертиза реализации программы эксперимента, где используется содержание блоков Ю.А. Конаржевского, составляющих предмет анализа итогов учебного года и предполагающие просматривать пошаговые «цепочки», каждая из которых дает возможность не только в выборе и оценке конечных результатов реализации программы развития, но и в определении факторов и причин:
Блок №1. Состояние здоровья учащихся.
Блок №2. Уровень воспитанности дошкольников и учащихся.
Блок №3. Уровень обученности дошкольников и учащихся.
Блок №4. Состояние и действенность экспериментальной работы в школе.
Блок №5. Итоги реализации программы эксперимента.
Достижения образовательного учреждения:
1. В управлении образовательным процессом:
* «видение» зоны дальнего развития – разработка педагогическим коллективом программы развития школы, рассчитанной на 12 лет;
* делегирование полномочий руководителя школы заместителям и членам коллектива;
* внедрение новых демократических видов и форм контроля и управления;
* применение форм и методов управления, стимулирующих повышение УПД учителей, поддерживающие изучение и распространение педагогического опыта и др.
* максимальное использование потенциальных возможностей педагогов в работе творческих, рабочих групп при разработке целевых программ, нормативно-правовых документов, образовательных программ, проектов, при организации и проведении конференций, семинаров, курсов, нетрадиционных педсоветов, внутренней экспертизы по реализации программы эксперимента образовательного учреждения;
* создание Координационного совета наслега, объединяющего руководителей всех учреждений и общественных организаций.
2. В обучении и воспитании учащихся:
· создание условий для реализации возможностей и развития способностей учащихся через кружки, творческие студии дополнительного образования, организацией предпрофильного, профильного и мультипрофильного обучения;
· развитие коммуникативных способностей учащихся через детское самоуправление «Субэ», действующее по структуре правительства республики;
· воспитание детей через деятельность туолбэ (зон) наслега;
· воспитание через установленные традиции наслега и школы;
· проведение традиционных чтений в честь Попова А.А. – нашего земляка, ученого-исследователя, этнографа;
· присуждение именной стипендии П.Е.Ефремова администрацией наслега отличникам учебы и ученикам, отличившимся в области культуры, спорта и общественной деятельности;
· организация деятельности НОУ учащихся «Новое поколение».
3. В методической и инновационной работе:
· использование новых образовательных технологий, позволяющих вести опережающее обучение по основным предметам;
· предметное обучение в начальных классах;
· достижение непрерывности обучения: ДОУ – начальная школа – основная школа – средняя школа;
· преобразование методических объединений в научно-методические кафедры, учебные кабинеты – в научно-исследовательские лаборатории;
· увеличение количества педагогов, занимающихся научно-исследовательской работой. 3 учителя являются аспирантами кафедры педагогики ЯГУ.
4. Поступление выпускников в ВУЗы и ССУЗы стабильное:
кол. ВУЗ ССУЗ % поступ.
вып.
2002-03у.г. 11 5 4 82%
2003-04у.г. 11 3 3 55%
2004-05у.г. 10 6 1 70%
Выпускник школы Лукин Василий является аспирантом ЯГУ, Тарасов Александр стал победителем номинации «Журналист года – 2006», студент ЯГУ Николаев Семен признан лучшим спортсменом года.
5. Подготовка и выпуск медалистов школы:
В школе примерно учатся 140 –150 учащихся, среднее количество выпускников в пределах 10 – 15.
2000г. Дранаева Анастасия – первая золотая медалистка школы, окончила в этом году факультет якутской филологии и культурологии ЯГУ, преподает в родной школе английский язык, заочно учится в Московской налоговой Академии.
Афанасьева Сардана – серебряная медалистка, учится на 6 курсе Якутского медицинского института.
2001г. Алексеева Надежда –серебряная медалистка, окончила ФТИ.
2002г. Ксенофонтова Евгения – золотая медалистка, учится на 4 курсе Дальневосточного университета управления и права.
Кузнецова Туяра – серебряная медалистка, учится на 3 курсе ЯГСХА в отделении ветеринарии.
2003г. Бугуева Ага – серебряная медалистка, учится на 4 курсе ФЭИ.
2004г. Сидорова Айталина – золотая медалистка, учится на 3 курсе ФЭИ.
Павлова Саргылана – серебряная медалистка, учится на 3 курсе Якутского медицинского института.
2005г. Дранаева Евдокия – золотая медалистка, студентка 2 курса
юридического факультета ЯГУ.
Дранаева Елизавета – золотая медалистка, студентка 2 курса ИМИ
2006г. Лукин Василий – серебряный медалист, студент 1 курса ИМИ
Максимова Рада – серебряная медалистка, студентка 1 курса БГФ ЯГУ.
Прокопьева Лена – серебряная медалистка, студентка 1 курса ИМИ.
6. Стабильно повышается успеваемость и качество знаний учащихся:
кол.уч успев. качество кол.отлич. кол.хорош.
2002-03у.г. 136 100% 53,6% 23 50
2003-04у.г. 140 100% 50% 23 47
2004-05у.г. 141 100% 54% 20 55
7. Достижения учащихся, охваченных дополнительным образованием за 2004-2005 учебный год:
* Алексеева Д. заняла 1 место на улусном конкурсе авангардной моды в номинации Авторская модель»;
* Петрова Э.(6кл) получила Гран-при на конкурсе «Мастаах саьар5ата»
* Лукина Ю.(1кл) – лауреат рег.конкурса «Полярная звезда»;
*Кузнецов А. на улусном конкурсе сочинений «Когда мои родители были школьниками» занял 2 место, на улусном конкурсе стихов к 175-летию Вилюйской школы занял 3 место;
* Яковлева Н.(7кл) – 1 место на улусном конкурсе стихов к 175-летию
Вилюйской школы;
* На респ.открытом турнире по борьбе хапсагай на призы мастеров спорта Чермных Г.(8кл) занял 2 место, на улусном первенстве по вольной борьбе Рудницкий В.(3кл), 2 место, Афанасьев С.- 3место Яковлев Коля (5кл)– 2 место, на улусном первенстве по борьбе хапсагай – Рудницкий В., 3 место, Борисов С.(9кл) – 2 место.
* Танцевальный коллектив стал дипломантом в номинации «Лучший дебют» в региональном конкурсе памяти Тани Федоровой;
* Максимова Рада стала лауреатом в РТРК «Полярная звезда-2004» в номинации «Юный мастер» с изделиями из конского волоса и бересты;
9. Деятельность Координационного совета стала системной, при этом повышается его координирующая роль. На улусном смотре общественных организаций занял 3 место, опыт работы распространен в регионе. Постепенно налаживается работа по туолбэ. На улусном конкурсе «Экология начинается со двора» наслег занял 1 место, участвовал на республиканском конкурсе. По инициативе туолбэ выпускникам школы присвоены именные единовременные стипендии, организованы материальная помощь студентам многодетных семей, малоимущим семьям, проводятся юбилейные мероприятия жителей села, семей, организуется поддержка талантливых детей, ставятся концертные программы.
В наслеге организован ансамбль матерей «Кубэйиндэ», который является лауреатом и дипломантом многих конкурсов.
Выпускники прошлых лет занимаются на элективных курсах в школе, сдают ЕГЭ вместе с 11-классниками, становятся студентами ВУЗов и ССУЗов.
Действует целевая программа «Здоровье», созданная на основе доктрины здорового образа жизни М.Е.Николаева.
В школе выпускается наслежная газета «Кубэйиндэ кыымнара».
Выпускники школы трудоустроены 100%-но. Внедряется профильное обучение. По программе эксперимента в 2004-2009 годах осуществляется основной этап. Разработаны «сквозные» образовательные программы в ДОУ и начальной ступени. Комфортность школьной среды, психологическое самочувствие воспитанников и педагогов, их отношение к школе.
Удовлетворенность педагогов:
Удовлетворены социально-психологическим климатом – 80%
Удовлетворены работой школы – 85%
Повысилось внимание к новым членам коллектива и оказание помощи молодым специалистам;
Коллектив не истратил способность переживать успехи и неудачи коллектива и готов объединиться в трудные минуты;
Коллектив гордится достигнутыми успехами;
90% педагогов удовлетворены стилем работы администрации школы;
Удовлетворенность учащихся:
Повышается авторитет школы среди родителей. Около 65% родителей считают, что школа работает на удовлетворительном уровне, 20% - на хорошем. По данным анкетирования учащихся 71% считают целесообразным продолжение работы школы в новом режиме, 60% отмечают, что в результате нововведений расширяют свой кругозор и знания, овладевают новыми предметами, 42% - новыми методами работы,.34% учащихся совершенствуются в получении будущей профессии, 42% детей считают, что введение парных уроков, модульно-блочное обучение облегчили организацию их труда. Положительным моментом можно считать то, что 40% учащихся достигают ожидаемого уровня знаний, есть тенденция к увеличению этого показателя.
В целях удовлетворения образовательных интересов учащихся и их родителей и обеспечения процесса развития в школе открыты:
o Профильные элективные курсы по всем основным предметам по выбору учащихся в 9-11 классах;
o С этого учебного года открыт 12 класс;
o Предметные студии, которые в своем дальнейшем развитии заменят уроки;
o Индивидуальные консультации;
o В течение года в 3 этапа проводится «Интеллектуальный марафон», по результатам которого лучшие учащиеся освобождаются от экзаменов, выявляется «Ученик Года»;
o Практикуется перевод экстерном учащихся в следующий класс;
o Предусматривается применение индивидуальных учебных планов для детей с повышенным уровнем знаний и слабоуспевающих учащихся;
o Обучение английского языка ведется с дошкольного возраста;
o Введение «портфолио» учащихся 5-9 классов.
Все это направлено на раннюю профориентацию учащихся.
30% детей занимаются в вокальном кружке, 27% - в танцевальном, 16,5% - в художественной студии, 9% детей изучают азы народного промысла в студии «Туосчаан», 13% учащихся занимаются производительным трудом в студии «Сатабыл», 46% охвачены спортивными секциями. Также детское самоуправление «Субэ» организует работу различных клубов, например, «Милосердие», «Билим», «РИП» (режим и порядок) и т.д.
Реализуемые образовательные программы и технологии:
В дошкольной группе педагоги работают по своим усовершенствованным программам, адаптированным местным условиям и развитию детей, по программе «Развитие» Л.А.Венгера и типовой программе «Тосхол» В течение двух лет ведется постоянное отслеживание результатов обучения, воспитания и развития, два раза в год проводится контрольный срез по текстам улусного управления образования, в конце второго года проверяется уровень готовности к школе по тестам Вицлака и Векслера. В начальных классах внедрены учебные программы по опережающему обучению по основным предметам. В старших классах внедряется интегральая технология Гузеева В.В. Вся эта работа ведется для того, чтобы планово и эффективно осуществить профильное обучение в однокомплектной школе.